ОХОТНИК, ГОЛУБКА, ЯСТРЕБ И ЗМЕЯ

 

Саид Ахмад

 

Предисловие

 

Основная тема и герои сказки «Охотник, голубка, ястреб и змея» взяты из известного в Пенджабе дастана «Сейиф аль Мулюк» Миана Мохаммеда Бакхша. На самом деле название книги – “Safr-ul-Ishq” («Путешествие Любви»), но она больше известна как «Сейф-аль-Мулюк». В этой сказке имя главного героя Сейф-аль-Мулюк, который и был главным героем дастана Сафр-аль-Ишк, он начал своё путешествие Любви из Египта, а его целью было добраться до принцессы Бади-аль-Джамал, на Кавказ, в Россию. Он упорно боролся, чтобы достичь своей цели, и, в конце концов, он обрёл счастье.

Вот как сам Миан Мохаммед Бахш написал это в конце своей книги:
Issey hiksey misery aNdar gharz qissey di saaree
Jo DhooNDey   so   peavey    bhaai   muft    naheeN par yaaree

Весь сюжет этой истории выражен в одном стихе, что  всякий ищущий находит, но любовь требует свою цену. Ничего не бывает без какой-либо платы.

Человек должен страдать и платить за то, чтобы что-нибудь получить. Это самый важный урок  книги. Как гласит известная фраза: "бесплатный сыр только в мышеловке".

Книга, которую вы сейчас держите в своих руках – это тоже фрагмент из упомянутой сказки в поэтической форме из книги «Сейф-аль-Мулюк». Эта история несёт замечательное наставление, которое может помочь создать мир и гармонию в нашем беспокойном и нетерпимом обществе.

Несомненно, английский язык – это необходимость наших дней. Но с другой стороны, к сожалению, у нас нет другого выбора для совершенствования нашей образовательной системы, кроме использования английского в качестве средства обучения. Но при этом нам нужно быть осторожнее относительно нежелательных воздействий Западной культуры. Мы постоянно находимся под угрозой влияния различных чуждых культур. Вместо того, чтобы слепо следовать чужестранным ценностям, нам нужно выявить ядро своей собственной культуры, такое ядро, которое сможет притягивать вокруг себя протоны, электроны и нейтроны нашего собственного славного культурного и мистического наследия. Миан Мохаммед Бакхш, великий Пенждабский суфийский поэт, яркая звезда этой завидной мистической плеяды. Эта книга всегда широко распродаётся, и, несомненно, она прекрасный подарок для детей школьного возраста, живущих как в Пакистане, так и где бы то ни было.

 

                        Проф. Саид Ахмад

 

 

 

Саба была маленькой девочкой семи лет. Она очень любила свою бабушку. Её бабушка жила далеко от её дома. Однажды она осталась ночевать дома у Сабы.

Каждый раз, когда Саба оставалась со своей любимой бабушкой, она просила рассказать ей вечернюю сказку. Этой ночью она снова и снова просила у своей бабушки сказку. Бабушка пыталась найти отговорку и сказала ей: «Почему ты ещё не ложишься спать? Уже очень поздно. А тебе завтра утром рано вставать в школу». Затем она спросила: «Ты знаешь старую английскую пословицу?

 

Рано в кровать, рано вставать –

будешь здоров, умён и богат!

 

Потом бабушка объяснила Сабе смысл этой пословицы: «Если ты ложишься спать рано и утром рано встаёшь, тогда станешь здоровой, богатой и умной. И таким образом ты сможешь помогать тем, кто в нужде.

Саба спросила бабушку: «Это правда?» Бабушка ответила: «Я думаю, это очень верно, потому что, если ты не ляжешь спать рано, ты не сможешь достаточно выспаться. Если ты не выспишься, это может повредить твоё здоровье, и ты заболеешь. Имей в виду, что больной человек причиняет беспокойство не только себе, но и другим. Он не может работать должным образом и становится обузой для других.

Мудрый человек – это тот, кто заботится о своём здоровье». Затем бабушка спросила Сабу: «Как может больной и глупый человек быть богатым?» А если он не достаточно богат, как он сможет чувствовать независимость, и как он сможет помогать другим?»

Саба, немного подумав, согласилась с тем, что пословица верна, но продолжала настаивать на сказке. Ведь это был редкий случай побыть со своей бабушкой.

Она пообещала, что последует совету с завтрашнего дня. Саба сказала, что это только вопрос одной ночи. С этими словами Саба обняла бабушку, обхватила её шею и очень нежно поцеловала её в лоб. На самом деле она старалась убедить бабушку рассказать ей сказку. Бабушка ответила ей любящей улыбкой. Действительно, она не могла противиться. Саба знала, что бабушка расскажет ей сказку. Бабушка была очень добра к ней. Она спросила Сабу, знает ли она историю об охотнике, голубке, ястребе и змее.

Так как Саба никогда не слышала эту сказку, бабушка сначала рассказала ей о великом Пенджабском суфийском поэте, Миане Мохоммеде Бакхше, который написал известную пенджабскую книгу «Сейиф аль Мулюк», в которой поэтично изложил этот миф. Она также рассказала, что поэма воспета многими великими народными певцами Пенджаба, включая таких как Икбал Бах, Шевкет Али, Аллам Лохар и Инайят Хусейн Бхатти.

 

 

Давным-давно, - начала бабушка, - жил-был охотник. Целые дни он проводил, охотясь на птиц, и получал удовольствие, убивая их. Однажды утром  он взял свой лук, а сумку, полную стрел, повесил на плечо. Он зашёл в лес, где бродил в поисках птиц. Он продирался сквозь колючие кустарники и смотрел вверх на высокие деревья, но нигде не было ни одной птицы. Как это ни странно, все птицы, казалось, исчезли. Был очень жаркий летний день, и воздух был почти неподвижен. Охотник вспотел. Маленькие капельки пота стекали ему на лицо. Он вытер пот ладонью. Он был совсем расстроен, что ничего не поймал, и ворчал себе под нос: «Что за день! С утра не поймал ни одной птицы. Весь день впустую».

 

Бабушка остановилась на время и посмотрела на настороженное лицо Сабы, которая слушала сказку с большим интересом. Бабушка улыбнулась и продолжила сказку.

 

Был полдень, охотник почувствовал усталость. И решил отдохнуть под тенистым деревом. Он подошёл к большому дереву, которое давало много тени. Повесил лук на ветку, сумку со стрелами положил в стороне. Чтобы расслабиться, он прислонился к стволу дерева. Даже теперь он всматривался кругом в поисках добычи.

Внезапно он услышал птичий голос, шедший сверху. Его глаза проследили за звуком. Там, на ветке в центре дерева сидела прекрасная голубка. Охотник оживился, что, наконец, нашёл добычу.

 

Бабушка Сабы остановилась и объяснила ей причину счастья охотника. Она сказала, что убить птицу было главной целью охотника. Теперь ему представился случай убить голубку, поэтому он был очень счастлив. Он не знал, и, может быть, даже  не представлял себе, что, убив невинную птицу, он уничтожит прекрасное создание с лица земли.

Бабушка Сабы продолжала свою историю.

 

 

Голубка, как и охотник, была тоже очень уставшей, и прилетела отдохнуть на дереве. Голубка, как ты знаешь, это символ мира, и эта голубка пела прекрасную песню любви и мира. Её сладкий голос нарушал мёртвую тишину леса. Её пение было слышно по всей округе.

 

Затем бабушка Сабы сделала паузу и изобразила сладкий голос голубки: «у-гу-ху, у-гу-ху». Саба улыбнулась, слушая, как бабушка копирует пение птицы.

И бабушка снова принялась рассказывать.

 

Бедная голубка наслаждалась своим пением так, что не замечала охотника, лежавшего в тени этого же дерева. Она просто коротала время в жаркую погоду своей обычной песенкой, тогда как вечером она вернётся в своё гнездо. Она только ждала, когда спадёт жара в этот день. Это было единственное намерение невинной крохотной души этой голубки.

Тем не менее, охотник хотел убить её. Как жалко, что намерения одного создания - творить добро и петь песню природы, любви и мира, а намерения другого в то же время – делать зло и разрушать прелести природы. Так, охотник со злым умыслом медленно снял свой лук с ветки дерева, взял стрелу из сумки, не производя шума. Спокойно и осторожно он заложил стрелу в лук. Постепенно он нацелился на птицу. Бедная голубка всё ещё блаженно не подозревала о присутствии охотника.

Тем временем случилось большому ястребу прилететь на дерево и сесть на верхушке. Он был очень голоден, и так же, как и охотник, был в поисках добычи. Он бесшумно вытягивал шею и перемещался, и вот внизу он увидел голубку, сидевшую на средней ветке этого же самого дерева. Он был очень возбуждён, увидев такую лёгкую добычу.

 

  

Для ястреба естественно нападать на свою добычу очень быстро. Он не позволяет птице спастись, - пояснила бабушка Сабе.

Саба спросила: «Почему ястреб захотел поймать её? Разве он не ест такую же пищу, что мы даём своим курам?» Бабушка объяснила ей, что есть два типа птиц: одни, которые едят семена, зёрна или вегетарианскую (не мясную) пищу, - травоядные. Другие – плотоядные, они едят мясо или сырую плоть. Ястреб относится к категории плотоядных птиц, потому что ест других слабых и маленьких птиц. Эти маленькие невинные птички – лёгкая добыча для ястреба.

 

 

Тогда Саба спросила бабушку: «А мы к кому относимся? К плотоядным или травоядным?» Бабушка сказала: «Трудно ответить на этот вопрос. Некоторые люди – вегетарианцы, им нравится есть овощи и фрукты, значит, они – травоядные. Другие – любители мяса, они – плотоядные. Но большинство людей – всеядные, то есть люди, которые любят есть оба вида пищи.

 

 

Бабушка опять возобновила рассказ.

 

Ястреб сел обратно и стал ждать, когда птица полетит с дерева. Тогда он сможет пикировать и схватить голубку в воздухе. Ястреб не представлял, что в этот самый момент охотник выбрал голубку целью и добычей для себя.

Голубка, прервав своё пение, подняла глаза посмотреть, что солнце всё ещё горит так же ярко. Она обнаружила, что смотрит прямо на ястреба, и могла бы уверить, что ястреб хочет убить её. Она задрожала от страха, её маленькое сердечко забилось «тук-тук-тук».

Она посмотрела вниз в поисках спасения, нет ли где местечка, чтобы она могла укрыться от ястреба, пока он не улетит. Там, на земле, она увидела охотника. Его стрела была нацелена прямо на неё. Его безжалостные кровожадные глаза говорили ей, что в любой момент он выпустит стрелу, и она погибнет. Она хотела бы улететь с дерева, но она знала, что ястреб непременно  схватит её.

Несчастная голубка была окружена смертью, от которой, казалось, не было спасения. Она подняла глаза к небесам и взмолилась Богу тихим и печальным голосом:

 

  

 «О Всемогущий Бог! Только Ты можешь спасти меня, ибо Ты Великий Спаситель.

Только Ты можешь защитить меня от этих безжалостных врагов. Я скромная голубка, никому не причинившая вреда. В своей короткой жизни я усердно старалась нести мир и любовь всем своим сладким пением. О Всемогущий Господь, пожалуйста, помоги мне в эту трудную минуту, чтобы я смогла продолжать нести Твою великую весть мира этой кровожадной земле».

 

Охотник был под деревом, ястреб на дереве, а голубка оставалась на ветке между ними. Когда она смотрела на врагов, она думала, что это последний день в её жизни.

 

  

Бабушка опустила глаза на Сабу и увидела, что она готова была заплакать. Она дрожала от страха за голубку. Она так же молилась Богу, чтобы история была со счастливым концом. Она не хотела идти спать, зная, что такое прекрасное создание так безжалостно уничтожено с Божьей земли.

Бабушка тоже волновалась, и у неё даже пересохло во рту от рассказа такой печальной части истории. Она попросила Сабу принести стакан холодной воды.

Саба с готовностью побежала за водой для своей любимой бабушки. Сначала она взяла пустой стакан с полки и помыла его очень старательно. Потом она открыла дверцу холодильника, с большой аккуратностью достала бутылку холодной воды. Вода была очень холодной. Она добавила немного свежей воды в холодную воду бутылки. Затем она наполнила стакан, и аккуратно поставив бутылку обратно в холодильник, вернулась к бабушке, неся стакан с большой заботой.

Она передала стакан воды своей бабушке. Бабушка взяла у неё воду и поблагодарила Сабу за такую сердечную услугу. Она выпила воду в три глотка и прошептала «Алхамдулиллах (Хвала Аллаху)!»

 

Потом бабушка взглянула на лицо Сабы: не плакала ли она. Саба была очень грустной, но она решила для себя, что будет храброй и дослушает оставшуюся часть истории.

Бабушка удивилась, что Саба всё ещё хочет слушать остаток сказки. И, сделав глубокий вздох, продолжила рассказ.

 

Голубка теперь закрыла глаза от страха и ждала, когда стрела войдёт в её тело. Она будто решила, что лучше быстро умереть от стрелы, чем быть разорванной на куски ястребом.

Ястреб устал от ожидания, когда же голубка взлетит с дерева, и решил пикировать вниз и схватить её с ветки.

Охотник убедился, что его цель точна, и натянул свой лук на полную силу.

 

 

Не зная об охотнике, ястреб расправил крылья и прыгнул вниз. Охотник, не зная о ястребе, в этот самый момент падения выпустил свою стрелу.

В то же время, милосердный Всемогущий Аллах решил ответить на мольбу голубки.

 

Теперь Саба была очень внимательна и с нетерпением хотела узнать, как Всемогущий Аллах спасёт голубку от двух кровожадных убийц. Она даже затаила дыхание. Было тихо. Можно было расслышать, как капает вода.

Бабушка после паузы продолжила рассказывать самую интересную часть сказки.

 

Посмотри, как Бог, готовый защитить голубку, избавит её.

Охотник, прицеливаясь, пристально наблюдал за голубкой.

 

Всемогущий Аллах приказал ядовитой змее, которая спала под камнем неподалёку, спасти голубку. Змея тот час же подкралась к охотнику сзади и вытянулась, готовясь напасть. Охотник, не подозревая о змее позади себя, прицелился. Как только он выстрелил, змея ужалила его в лодыжку. Охотник закричал от боли, едва стрела вылетела из лука.

Змея напала в самый точный момент, так что охотник потерял цель от шока из-за укуса. И стрела поразила ястреба в сердце, он упал на землю замертво. Тело ястреба приземлилось на тело охотника, который умер мгновенно от смертельного яда змеи.

 

 

Бедная маленькая голубка ничего ещё не знала об этом, поскольку она ещё сжималась от страха на дереве, ожидая стрелу, которая её поразит.

Прошло несколько минут, а она всё ещё не чувствовала стрелы. Голубка подумала, что, может быть, из-за сильного страха она не чувствует боли, и что она уже умерла и попала на небеса. Она приоткрыла глаза. И была изумлена, найдя ястреба, лежащего мёртвым на теле охотника.

 

Никто не может даже тронуть того, кого Бог решает спасти.

 

Миан Мохаммед Бакхш написал в своей знаменитой книге «Сайиф аль Мулюк» так:

 

«Когда кобра вонзила свои ядовитые зубы в охотника,
стрела тот час вылетела и попала в ястреба.
Оба врага умерли одновременно.

Голубка осталась цела и невредима, жива и здорова.
Убийцы были убиты.

О Мохаммед (Бакхш)! Вот как Господь вступился!»

 

Змея, завершив миссию Всемогущего Аллаха, вернулась к своему сну под камнем.

Маленькая голубка теперь посмотрела на небо и произнесла молитву благодарности Всевышнему. Она сказала: «Боже милостивый, воистину Ты – Великий Спаситель! Я буду восхвалять Твоё величие до конца моих дней на земле».

 

 

С этим голубка взлетела в небо и улетела домой. Её и теперь можно услышать в жаркие тихие дни, поящую весть Всемогущего Аллаха о любви и мире.

Если вслушаешься, можно услышать её и сейчас.

«у-гу-ху, аллах-ху, у-гу-ху, аллах-могуч, у-ху-гу-ху…»

 

Бабушка Сабы взглянула на лицо своей внучки. Она была довольна, что жизнь голубки спасена. Была уже почти полночь. Глаза Сабы почти закрывались, поскольку теперь она хотела спать. Бабушка поцеловала её в лобик и помолилась за неё на здоровый сон и сладкие сновидения. И сказала Сабе, чтобы она шла в свою кроватку. Саба ушла к себе спать.

Наутро Саба прибежала к бабушке поблагодарить её за такую прекрасную сказку. Бабушка сказала Сабе, чтобы она поберегла свои благодарности на остаток истории, потому что она ещё не закончена.

 

Ибо все мои сказки несут нравоучение, которое ты должна взять с собой в своё путешествие по жизни, - сказала бабушка.

Мораль сей сказки такова:

Угнетённых всегда охраняют от рук угнетателей сверхъестественные силы. Жестокость угнетателей не долго длится. Однажды она должна кончиться. «Когда?»- спросила Саба, глядя в лицо бабушки в ожидании ответа. «Ни я, ни ты не знаем, когда! Но я совершенно уверена и твёрдо верю, что те, кто обманывают других, должны заплатить за содеянное зло в этой жизни или в жизни после смерти», - ответила бабушка.

 

Она подняла Сабу к себе на колени, обняла её и сказала: «Всегда делай другим добро. Думай о других хорошо. Никогда не совершай зла и не думай о вреде кому-либо. Ибо никогда не знаешь, откуда могут напасть, как случилось с охотником и ястребом в сказке».

Саба поблагодарила бабушку за сказку и, счастливая, ушла в школу. По дороге в школу она думала, что никогда не будет злой к кому бы то ни было в своей жизни. Она никогда в своей жизни ни о ком не будет плохо думать. Она всю свою жизнь будет делать добрые дела.

Конец.

 

 Учителя открывают дверь, но войти должен ты сам.

            Хорошие манеры – это чуткость к чувствам других. Если у вас есть такая чуткость, вы имеете хорошие манеры, неважно, какой вилкой вы пользуетесь.

                                                           Эмили Пост

            Игра жизни подобна футболу. Вы должны ухватить проблему, блокировать свои страхи и выиграть очки, если представится удобный случай.

            Я не говорю всякий раз правду тем, кто не может ей воспользоваться. Я говорю главным образом себе, потому что это всегда меняет меня.  Анаис

Позаботиться оставить своего сына хорошо обученным лучше, чем богатым, ибо надежды осведомлённого лучше, чем богатство несведущего.

Эпикур

 Нужно много времени, чтобы научиться простоте.                                      Луи Маль

 

 

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

 

© Saeed Ahmad C/O Adnan Books, Dubai Plaza, 6th Road Chowk, Rawalpindi, Punjab, Pakistan.

Перевод на русский язык, Матвеева Вера, 2006

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

 
Сайт управляется системой uCoz