ТРЕТИЙ ЗАВЕТ

Еще на рубеже XIIXIII веков Иоахим Флорский предвозвестил эпоху Третьего Завета. В Святой Троице он увидел триаду развития. Трем ипостасям — Отцу, Сыну, Святому Духу — соответствуют три Завета: Ветхий и Новый уже получены нами, а Третий будет дан в бу­дущем. Это будущее уже на пороге. Первым его пророком был Данте, вдохновленный Иохимом Флорским. Однако самое сокровенное в «Божественной комедии» осталось непонятым. Потом была долгая пауза во времени. Но спустя семь веков идея Третьего Завета обрела новую жизнь. Это произошло в России. О приближении эпохи Третьего Завета заговорила Анна Шмидт. Она оказала большое влия­ние на С. Булгакова, П.Флоренского, Д.Мережковского. В неявной форме о Третьем Завете пророчествуют и русская софиология, и Агни Йога. Закономерной фазой в развертывании идеи Третьего Завета яв­ляется рецензируемая книга.

Подъем с одной эволюционной ступени на другую отражается в двух взаимосвязанных моментах:

1)       меняется сознание человека;

2)       меняется модель человека.

Эти качественные изменения чутко отразила книга Татьяны Ласки.* Закон 144 гласит: «Отношения с Господом зависят от созна­ния Человечества». И далее намечаются основные вехи в эволюции этого сознания: от отношения «Раб — Господин» — через отношение «Сын — Отец» — к эпохе творческого сотрудничества человека и Бога, к их синергии. Фиксируемая Татьяной Лаской последователь­ность поразительно совпадает со схемой Иоахима Флорского. Но раз­работана она более подробно, дифференцированно.

В прозрениях Татьяны Ласки высвечивается новая, захватываю­ще интересная модель мира. Она изоморфна самым авангардным представлениям современной науки — и это знак того, что Татьяна Ласка черпает из надежного источника. Отметим некоторые черты этой модели:

1)    В противоположность манихейской дуалистической традиции, Татьяна Ласка утверждает, что в основу мира положена фундамен­ тальная асимметрия: Мир и Антимир (эти понятия в книге трактуют­ ся очень широко)  неравноправны — положительное начало на «два порядка» (или «две единицы») превалирует над отрицательным нача­лом. Эта мысль находит точное соответствие в новейшей космологии. Теперь мы знаем, что при начале аннигиляции — после Большого Взрыва — вещества — вещества оказалось несколько больше, чем антивещества: благодаря этой воистину провиденциальной асиммет­рии стало возможным и появление Вселенной, и ее эволюция.

2)    Миропроявлению присуща не только асимметрия, но и диссиметрия — существенное различие правого и левого: об этом говорит «закон часовой стрелки» (№ 232), к формулировке кото­рого шли Л. Пастер, В. И. Вернадский, Н. А. Козырев. По всей ве­роятности, диссиметрия является одним из фактов, обеспечиваю­щих спиральную тенденцию эволюции — книга выявляет новые черты и в строении, и в динамике Мировой Спирали.

3)    Космос в предлагаемой нами модели мира содержит начальную сингулярность. Для ее обозначения предлагается целое гнездо сино­нимов: «Зародыш» — «Начало всего» — «Всё» — «О-пространство» «Ничто». Закономерно, что этот ряд включает взаимоисключающие определения — сингулярность насыщена парадоксами. Но вот самое интересное: книга вплотную подводит нас к мыслям о том, что чело­век может взаимодействовать с сингулярностью. Не в акте ли этого взаимодействия закладывается антропный принцип?

4)         «Закон нарастания ритма» (№223) формулирует на мифопоэтическом языке основные принципы синергетики. Со всем основанием можно сказать: эпохе Третьего Завета соответствует синергетическая парадигма в науке. «Волны в океане энергий», о которых говорит книга, являются по сути автоколебаниями бытия — они самоорганизуются и саморазвертываются в силу внутренних побудительных причин. Творчество на всех уровнях — от космогенеза и биогенеза до писания стихов — осуществляется спонтанно. Но что стоит за этой спонтанностью? Что является её онтологическим обеспечением? Сегодня на эти вопросы мы можем ответить так: нетварная энергия Святого Духа.

Намеченная Агни Йогой энергетическая картина мира разви­вается и модернизируется в 'Школе Святого Духа. Здесь она сбли­жается и пересекается с исихазмом. Значительнейший момент! Конвергенция православной мистики и теософской традиции сулит обретение новой гармонии, нового синтеза.

Закон №29 гласит: «Высшая психическая энергия — это ог­ненная энергия Святого Духа». Григорий Палама здесь перекли­кается с Еленой Рерих. Смело синонимизируя разные понятия, Татьяна Ласка помогает нам по-новому осмыслить энергетическое единство мира, которое завязывается на уровне не тонкого и даже не огненного, а сверхогненного плана. Это основополагающий уровень Святого Духа, «выступающего» (выражение исихастов) из недр Божественной Сущности, окутанных апофатическим мраком. Синергия со Святым Духом, которую реально стяжали исихасты, означает огненное Преображение человека. В этот процесс были вовлечены — правда, через другой канал — и Е. П. Блаватская, и Е. И. Рерих. Вероятно, через него сейчас проходит и Татьяна Ласка. Свет несказанный, благодать — это все аспекты Святого Духа. Их напечатление ощутимо в записях Татьяны Ласки. Святой Дух ласкает — нежны его веянья. Ласковость, нежность: вот свой­ства нового мира. Но путь к их обретению лежит через огненное крещение. Оно требует от человека максимальных напряжений. И жертвенной самоотдачи.

Школа Святого Духа вводит специальный «закон парадоксов» (№ 235). Важнейший источник парадоксов в современной картине мира — установление неожиданных связей между уровнями бытия, которые ещё недавно казались нам разделенными беско­нечной дистанцией. Психология — и онтология, психология — и космос: не в их ли взаимодействии мы найдем ключ к тайне про­явленного бытия? Подхватывает эстафету Агни Йога, Школа Свя­того Духа утверждает космогенетическую активность человеческой мысли: она способна творить миры. Равновесие сознания — и гомеостаз Вселенной: первое существенно влияет на второе. От направленности нашей психической энергии зависит будущее мира. Сжатие Вселенной — или её расширение: коллапс — или переход за световой рубеж: Черное Солнце — или Белое Солнце: динамика этих фундаментальных альтернатив во многом предоп­ределяется состоянием наших душ. Глубоко синергетический по своей сути «закон камертона, унисона» (№211) помогает нам по­нять, как добрый поступок или светлая мысль могут умножить свою энергию в невероятной прогрессии, предопределяя конечную судьбу Универсума.

«Закон единения и огненно-духовной формы»: хотя его порядко­вый номер 234, но первенствующее значение закона несомненно. Школа Святого Духа интересно конкретизирует его, вводя перспективнейшие представления о знаковой, семиотической энергии. Закон №113 утверждает: «С помощью букв, цифр, звуков, мыслей, слов можно переменить направление психической энергии из тонкого мира в физический мир». Это созвучно идеям имяславия. Вспомним, что архимандрит Софроний видел в десяти заповедях не просто сис­тему этических норм, а непосредственно — нетварную энергию Бога: в сакральных знаках живет Святой Дух — весь как есть, без всякой ус­ловности и умаления.

В Школе Святого Духа последовательно проводится психоло­гизация научных законов, их одухотворение. Так, закон золотого

сечения смело переносится на. педагогическую плоскость: выявля­ется его действие в воспитании ребенка. Такие экстраполяции очень перспективны. Увязывая частное и общее, локальное и уни­версальное, они помогают понять, сколь значительно и масштабно место человека в космосе. Самопознание, интроспекция становят­ся всё более надежным средством в постижении «законов космо­са-природы». Школа Святого Духа тому яркое свидетельство. Это именно школа: замечательная педагогическая направленность ярких исканий. Будем внимательны к миру ребенка: часто через него нам дается весть из будущего — и Татьяна Ласка умеет уло­вить слабый сигнал. Свои удивительные записи она сделала в карельском городе Костомукша, Начинается включение северных магнитов — их эволюционное значение для всей Земли огромно. Очень существенно, что информация к Татьяне Ласке часто идет через стихи — поэзия издревле выбрана Иерархией как канал откровения. Агни Йога является еще и фактом поэзии. Это же можно сказать и о книге Татьяны Ласки. Стремление к строгой форме здесь органически сочетается с эмоциональностью. Это книга чуткого сердца, — поэтому будущее открыло ему свою огнезарную перспективу.

ВЕСТЬ ОТ СОФИИ: НОВЫЕ СКАЗКИ ЕЛЕНЫ ПРЕМУДРОЙ

Святой Дух на наших иконах изображается в образе голубя. Но древние источники утверждают: надо рисовать голубицу — точ­нее, горлицу. Святой Дух воплощает в Троице женское начало. Приближающаяся эпоха Святого Духа — это эпоха Матери Мира: естественно, что среди ее апостолов мы видим женщин, отмечен­ных печатью особой одаренности. Среди них находится и автор этой удивительной книги**. Святой Дух несет благодать. И вот главная особенность книги: она насыщена благодатью — ее чтение можно уподобить погружению в чистейший целебный источник. Книга врачует и душу, и плоть. Это настоящее сокровище.

На Земле открылась Школа Святого Духа. Ее основательница — русская женщина, живущая в северной Карелии. Елена Премудрая — а это ипостась небесной Софии — передает ей знания, которые сегод­ня спасительно нужны людям. Важно сказать о форме, в которой передаются сакральные знания: это миф, притча, сказка. Елена Премудрая — великий мифотворец. Помните: миф — вовсе не синоним вымысла, миф — это окно в мир архетипов. А что истиннее архетипа? На страницах книги мы встретим и Деву Пречистую, и Вечного Пут­ника, и Огненного Брата. За каждым из этих героев стоит глубинный архетип. Нет выше таланта, чем талант мифотворца — и нет выше призвания, чем призвание проводника в мир архетипов. Открывая книгу, мы попадаем в сказочную атмосферу — она хрустально про­зрачна и духоносна. Нас окружает высокое, прекрасное. Рядом с нами — и внутри нас — творятся чудеса. Вот мы видим, что одна из притчей подписана так: «Матерь Земли. Отец Земли». Что это, худо­жественная условность? И да, и нет: в мире архетипов своими голоса­ми говорят звезды, кристаллы, растения. Говорят они на особом языке. Это язык Святого Духа. Вот как об этом языке сказано в книге: «Познавший Сердцем Язык этот может легко общаться с Камнем, с Водопадом, с Небом, с Землей, Птицами и Зверями, с Сердцами и Духами человеческими, с Господом и Матерью Божьей». Кто такой сказочник-мифотворец? Это тот, кто переводит с языка Святого Духа на наш обычный человеческий язык — по сути перед нами книга таких переводов. Как правило, в процессе перевода выясняется, что тонкие смыслы нельзя передать иначе, чем через метафоры-символы — отсюда символизм, столь характерный для мифотворчества. Сказки Елены Премудрой — это символические сказки. Но вот что замечательно: иносказание вовсе не затемняет, а наоборот, проявляет сокрытую суть. Используя символическую образность, Елена Пре­мудрая говорит о самом сокровенном. И мы прекрасно понимаем ее. Это понимание означает, что перед нами открывается вход в иную, высшую реальность. Без чувствования этой реальности — без обрат­ной связи с нею — мы не можем создать надежную шкалу ценностей. Дольнее увядает без горнего! Поэтому нам нужна лестница, подни­мающая нас в небеса. Подобная лестница встроена в страницы рецен­зируемой книги. Восходя по ней, мы неизбежно пересекаем границу, разделяющую два уровня бытия — земной и небесный. Именно в ок­рестностях этой границы творится подлинная культура. Пересекая ее, мы выходим в мир несказанного света — напитываем им свои души. Возле границы нам нужно оставить все бренное, преходящее. Елена Премудрая говорит: «Лишь в Духе Чистом, Светлом, Истинном может войти туда человек». Оставивший позади все ложные наслое­ния обретает способность летать. Мудрость Святого Духа вешает нам: «Благодарность — основа невесомости».

Настоящий миф информативен. Он передает знание. Именно знание! Оно идет из глубин, которые недоступны для рассудка: необ­ходимо включение интуиции. И тогда мы видим то, что было в нача­ле времен — и то, что будет в их конце: чувствознанию Елены Пре­мудрой эволюция открыта во всем ее развороте. Об этом ярко свиде­тельствует «Сказка об оптимисте и пессимисте». Здесь рассказано о двенадцати стадиях в эволюции человека — и поведано о девяти обо­ротах спирали, поднимающей нас к Богу. Что мы видим на вершине спирали? Огненный шар, бесконечно расширяющийся в Беспредель­ность! Человек здесь совпал с расширяющейся Вселенной — неиспо­ведимо стал ее творцом, ее душой.

Сказки Елены Премудрой учат добру. А добро невозможно без открытости души вовне — без альтруизма. Человек Святого Духа — это Человек Дарящий. Он излучает, а не поглощает. За­мыкание на себя означает неизбежную духовную смерть. Об этом в изумительной форме рассказывает «Сказка о Зеркале». Там ска­зано: «Зеркало для клоуна — все равно, что икона для тебя. Только ты молишься Богу, а он сам себе». Тему самораскрытия человека продолжает чудесное «Сказание о Человеке, Господе-Творце». Вечность открытая — и вечность закрытая: герои сказания делают выбор между ними. Здесь Елена Премудрая высвечивает предель­ные архетипические глубины. Вот апофеоз поэтичнейшего сказа­ния: по благодати Святого Духа человек осуществляет полный теозис — раскрыв свое потенциальное богоподобие, он становится Богом. И при этом не теряет скромности, доступности, смирен­ности! Каждое слово в сказании мерцает светом несказанным.

Веянье Святого Духа ярко ощутимо в поэтическом вдохнове­нии. Закономерно, что в книге Елены Премудрой много стихов — иногда они звучат как молитвы или мантры; порой в них чувст­вуется песенный распев; часто в стихах главенствует лирическая тональность. Эпоха Святого Духа — это Эпоха Поэзии. Поэзии высокой и чистой! Импульсы поэтического вдохновения Елена Премудрая передает своим читателям.

Грядет Эпоха Третьего Завета — Эпоха Святого Духа — Эпоха Матери Мира. Один из символов Новой Эры — смиренная и лас­ковая горлица. В ней живет Святой Дух. В притче об Огненном Цветке мы встречаемся с этой горлицей. В ее клюве — ветка оливы. Она несет мир и благодать — она посланница вечности. Книгу эту принесла людям небесная горлица.

Доктор философских наук,

Профессор Петрозаводского Государственного Университета

Член Союза Писателей СССР Ю. Линник

* Школа Святого Духа. Как стать человеком Шестой расы, или 247 законов космоса-природы, Записала Татьяна Ласка. Челябинск, 1997.

   **  Сказки Елены Премудрой. Челябинск, 1998.

 



Сайт управляется системой uCoz