ТРЕТИЙ ЗАВЕТ Еще на рубеже XII—XIII веков Иоахим Флорский предвозвестил эпоху Третьего Завета. В Святой Троице он увидел триаду развития. Трем ипостасям — Отцу, Сыну, Святому Духу — соответствуют три Завета: Ветхий и Новый уже получены нами, а Третий будет дан в будущем. Это будущее уже на пороге. Первым его пророком был Данте, вдохновленный Иохимом Флорским. Однако самое сокровенное в «Божественной комедии» осталось непонятым. Потом была долгая пауза во времени. Но спустя семь веков идея Третьего Завета обрела новую жизнь. Это произошло в России. О приближении эпохи Третьего Завета заговорила Анна Шмидт. Она оказала большое влияние на С. Булгакова, П.Флоренского, Д.Мережковского. В неявной форме о Третьем Завете пророчествуют и русская софиология, и Агни Йога. Закономерной фазой в развертывании идеи Третьего Завета является рецензируемая книга. Подъем с одной эволюционной ступени на другую отражается в двух взаимосвязанных моментах: 1) меняется сознание
человека; 2) меняется модель человека. Эти качественные изменения чутко отразила книга Татьяны Ласки.* Закон 144 гласит: «Отношения с Господом зависят от сознания Человечества». И далее намечаются основные вехи в эволюции этого сознания: от отношения «Раб — Господин» — через отношение «Сын — Отец» — к эпохе творческого сотрудничества человека и Бога, к их синергии. Фиксируемая Татьяной Лаской последовательность поразительно совпадает со схемой Иоахима Флорского. Но разработана она более подробно, дифференцированно. В прозрениях Татьяны Ласки высвечивается новая, захватывающе интересная модель мира. Она изоморфна самым авангардным представлениям современной науки — и это знак того, что Татьяна Ласка черпает из надежного источника. Отметим некоторые черты этой модели: 1) В противоположность
манихейской дуалистической традиции, Татьяна Ласка
утверждает, что в основу мира положена фундамен тальная асимметрия: Мир и
Антимир (эти понятия в книге трактуют ся очень широко) неравноправны — положительное начало
на «два порядка» (или «две единицы») превалирует над
отрицательным началом. Эта мысль находит точное соответствие в новейшей
космологии. Теперь мы знаем, что при начале
аннигиляции — после Большого Взрыва — вещества —
вещества оказалось несколько больше, чем антивещества:
благодаря этой воистину провиденциальной асимметрии стало возможным
и появление Вселенной, и ее эволюция. 2) Миропроявлению присуща не только
асимметрия, но и диссиметрия — существенное
различие правого и левого: об этом говорит «закон
часовой стрелки» (№ 232), к формулировке которого шли Л. Пастер, В. И.
Вернадский, Н. А. Козырев. По всей вероятности, диссиметрия является одним
из фактов, обеспечивающих спиральную
тенденцию эволюции — книга выявляет новые черты
и в строении, и в динамике Мировой Спирали. 3) Космос в
предлагаемой нами модели мира содержит начальную сингулярность.
Для ее обозначения предлагается целое гнездо синонимов: «Зародыш» —
«Начало всего» — «Всё» — «О-пространство» —«Ничто».
Закономерно, что этот ряд включает взаимоисключающие определения
— сингулярность насыщена парадоксами. Но вот самое интересное:
книга вплотную подводит нас к мыслям о том, что человек может
взаимодействовать с сингулярностью. Не в акте ли этого взаимодействия
закладывается антропный принцип? 4) «Закон нарастания ритма» (№223) формулирует на мифопоэтическом языке основные принципы синергетики. Со всем основанием можно сказать: эпохе Третьего Завета соответствует синергетическая парадигма в науке. «Волны в океане энергий», о которых говорит книга, являются по сути автоколебаниями бытия — они самоорганизуются и саморазвертываются в силу внутренних побудительных причин. Творчество на всех уровнях — от космогенеза и биогенеза до писания стихов — осуществляется спонтанно. Но что стоит за этой спонтанностью? Что является её онтологическим обеспечением? Сегодня на эти вопросы мы можем ответить так: нетварная энергия Святого Духа. Намеченная Агни Йогой энергетическая картина мира развивается и модернизируется в 'Школе Святого Духа. Здесь она сближается и пересекается с исихазмом. Значительнейший момент! Конвергенция православной мистики и теософской традиции сулит обретение новой гармонии, нового синтеза. Закон №29 гласит: «Высшая психическая энергия — это огненная энергия Святого Духа». Григорий Палама здесь перекликается с Еленой Рерих. Смело синонимизируя разные понятия, Татьяна Ласка помогает нам по-новому осмыслить энергетическое единство мира, которое завязывается на уровне не тонкого и даже не огненного, а сверхогненного плана. Это основополагающий уровень Святого Духа, «выступающего» (выражение исихастов) из недр Божественной Сущности, окутанных апофатическим мраком. Синергия со Святым Духом, которую реально стяжали исихасты, означает огненное Преображение человека. В этот процесс были вовлечены — правда, через другой канал — и Е. П. Блаватская, и Е. И. Рерих. Вероятно, через него сейчас проходит и Татьяна Ласка. Свет несказанный, благодать — это все аспекты Святого Духа. Их напечатление ощутимо в записях Татьяны Ласки. Святой Дух ласкает — нежны его веянья. Ласковость, нежность: вот свойства нового мира. Но путь к их обретению лежит через огненное крещение. Оно требует от человека максимальных напряжений. И жертвенной самоотдачи. Школа Святого Духа вводит специальный «закон парадоксов» (№ 235). Важнейший источник парадоксов в современной картине мира — установление неожиданных связей между уровнями бытия, которые ещё недавно казались нам разделенными бесконечной дистанцией. Психология — и онтология, психология — и космос: не в их ли взаимодействии мы найдем ключ к тайне проявленного бытия? Подхватывает эстафету Агни Йога, Школа Святого Духа утверждает космогенетическую активность человеческой мысли: она способна творить миры. Равновесие сознания — и гомеостаз Вселенной: первое существенно влияет на второе. От направленности нашей психической энергии зависит будущее мира. Сжатие Вселенной — или её расширение: коллапс — или переход за световой рубеж: Черное Солнце — или Белое Солнце: динамика этих фундаментальных альтернатив во многом предопределяется состоянием наших душ. Глубоко синергетический по своей сути «закон камертона, унисона» (№211) помогает нам понять, как добрый поступок или светлая мысль могут умножить свою энергию в невероятной прогрессии, предопределяя конечную судьбу Универсума. «Закон единения и огненно-духовной формы»: хотя его порядковый номер 234, но первенствующее значение закона несомненно. Школа Святого Духа интересно конкретизирует его, вводя перспективнейшие представления о знаковой, семиотической энергии. Закон №113 утверждает: «С помощью букв, цифр, звуков, мыслей, слов можно переменить направление психической энергии из тонкого мира в физический мир». Это созвучно идеям имяславия. Вспомним, что архимандрит Софроний видел в десяти заповедях не просто систему этических норм, а непосредственно — нетварную энергию Бога: в сакральных знаках живет Святой Дух — весь как есть, без всякой условности и умаления. В Школе Святого Духа последовательно проводится психологизация научных законов, их одухотворение. Так, закон золотого сечения смело переносится на. педагогическую плоскость: выявляется его действие в воспитании ребенка. Такие экстраполяции очень перспективны. Увязывая частное и общее, локальное и универсальное, они помогают понять, сколь значительно и масштабно место человека в космосе. Самопознание, интроспекция становятся всё более надежным средством в постижении «законов космоса-природы». Школа Святого Духа тому яркое свидетельство. Это именно школа: замечательная педагогическая направленность ярких исканий. Будем внимательны к миру ребенка: часто через него нам дается весть из будущего — и Татьяна Ласка умеет уловить слабый сигнал. Свои удивительные записи она сделала в карельском городе Костомукша, Начинается включение северных магнитов — их эволюционное значение для всей Земли огромно. Очень существенно, что информация к Татьяне Ласке часто идет через стихи — поэзия издревле выбрана Иерархией как канал откровения. Агни Йога является еще и фактом поэзии. Это же можно сказать и о книге Татьяны Ласки. Стремление к строгой форме здесь органически сочетается с эмоциональностью. Это книга чуткого сердца, — поэтому будущее открыло ему свою огнезарную перспективу. ВЕСТЬ ОТ СОФИИ: НОВЫЕ СКАЗКИ ЕЛЕНЫ ПРЕМУДРОЙ Святой Дух на наших иконах изображается в образе голубя. Но древние источники утверждают: надо рисовать голубицу — точнее, горлицу. Святой Дух воплощает в Троице женское начало. Приближающаяся эпоха Святого Духа — это эпоха Матери Мира: естественно, что среди ее апостолов мы видим женщин, отмеченных печатью особой одаренности. Среди них находится и автор этой удивительной книги**. Святой Дух несет благодать. И вот главная особенность книги: она насыщена благодатью — ее чтение можно уподобить погружению в чистейший целебный источник. Книга врачует и душу, и плоть. Это настоящее сокровище. На Земле открылась Школа Святого Духа. Ее основательница — русская женщина, живущая в северной Карелии. Елена Премудрая — а это ипостась небесной Софии — передает ей знания, которые сегодня спасительно нужны людям. Важно сказать о форме, в которой передаются сакральные знания: это миф, притча, сказка. Елена Премудрая — великий мифотворец. Помните: миф — вовсе не синоним вымысла, миф — это окно в мир архетипов. А что истиннее архетипа? На страницах книги мы встретим и Деву Пречистую, и Вечного Путника, и Огненного Брата. За каждым из этих героев стоит глубинный архетип. Нет выше таланта, чем талант мифотворца — и нет выше призвания, чем призвание проводника в мир архетипов. Открывая книгу, мы попадаем в сказочную атмосферу — она хрустально прозрачна и духоносна. Нас окружает высокое, прекрасное. Рядом с нами — и внутри нас — творятся чудеса. Вот мы видим, что одна из притчей подписана так: «Матерь Земли. Отец Земли». Что это, художественная условность? И да, и нет: в мире архетипов своими голосами говорят звезды, кристаллы, растения. Говорят они на особом языке. Это язык Святого Духа. Вот как об этом языке сказано в книге: «Познавший Сердцем Язык этот может легко общаться с Камнем, с Водопадом, с Небом, с Землей, Птицами и Зверями, с Сердцами и Духами человеческими, с Господом и Матерью Божьей». Кто такой сказочник-мифотворец? Это тот, кто переводит с языка Святого Духа на наш обычный человеческий язык — по сути перед нами книга таких переводов. Как правило, в процессе перевода выясняется, что тонкие смыслы нельзя передать иначе, чем через метафоры-символы — отсюда символизм, столь характерный для мифотворчества. Сказки Елены Премудрой — это символические сказки. Но вот что замечательно: иносказание вовсе не затемняет, а наоборот, проявляет сокрытую суть. Используя символическую образность, Елена Премудрая говорит о самом сокровенном. И мы прекрасно понимаем ее. Это понимание означает, что перед нами открывается вход в иную, высшую реальность. Без чувствования этой реальности — без обратной связи с нею — мы не можем создать надежную шкалу ценностей. Дольнее увядает без горнего! Поэтому нам нужна лестница, поднимающая нас в небеса. Подобная лестница встроена в страницы рецензируемой книги. Восходя по ней, мы неизбежно пересекаем границу, разделяющую два уровня бытия — земной и небесный. Именно в окрестностях этой границы творится подлинная культура. Пересекая ее, мы выходим в мир несказанного света — напитываем им свои души. Возле границы нам нужно оставить все бренное, преходящее. Елена Премудрая говорит: «Лишь в Духе Чистом, Светлом, Истинном может войти туда человек». Оставивший позади все ложные наслоения обретает способность летать. Мудрость Святого Духа вешает нам: «Благодарность — основа невесомости». Настоящий миф информативен. Он передает знание. Именно знание! Оно идет из глубин, которые недоступны для рассудка: необходимо включение интуиции. И тогда мы видим то, что было в начале времен — и то, что будет в их конце: чувствознанию Елены Премудрой эволюция открыта во всем ее развороте. Об этом ярко свидетельствует «Сказка об оптимисте и пессимисте». Здесь рассказано о двенадцати стадиях в эволюции человека — и поведано о девяти оборотах спирали, поднимающей нас к Богу. Что мы видим на вершине спирали? Огненный шар, бесконечно расширяющийся в Беспредельность! Человек здесь совпал с расширяющейся Вселенной — неисповедимо стал ее творцом, ее душой. Сказки Елены Премудрой учат добру. А добро невозможно без открытости души вовне — без альтруизма. Человек Святого Духа — это Человек Дарящий. Он излучает, а не поглощает. Замыкание на себя означает неизбежную духовную смерть. Об этом в изумительной форме рассказывает «Сказка о Зеркале». Там сказано: «Зеркало для клоуна — все равно, что икона для тебя. Только ты молишься Богу, а он сам себе». Тему самораскрытия человека продолжает чудесное «Сказание о Человеке, Господе-Творце». Вечность открытая — и вечность закрытая: герои сказания делают выбор между ними. Здесь Елена Премудрая высвечивает предельные архетипические глубины. Вот апофеоз поэтичнейшего сказания: по благодати Святого Духа человек осуществляет полный теозис — раскрыв свое потенциальное богоподобие, он становится Богом. И при этом не теряет скромности, доступности, смиренности! Каждое слово в сказании мерцает светом несказанным. Веянье Святого Духа ярко ощутимо в поэтическом вдохновении. Закономерно, что в книге Елены Премудрой много стихов — иногда они звучат как молитвы или мантры; порой в них чувствуется песенный распев; часто в стихах главенствует лирическая тональность. Эпоха Святого Духа — это Эпоха Поэзии. Поэзии высокой и чистой! Импульсы поэтического вдохновения Елена Премудрая передает своим читателям. Грядет Эпоха Третьего Завета — Эпоха Святого Духа — Эпоха Матери Мира. Один из символов Новой Эры — смиренная и ласковая горлица. В ней живет Святой Дух. В притче об Огненном Цветке мы встречаемся с этой горлицей. В ее клюве — ветка оливы. Она несет мир и благодать — она посланница вечности. Книгу эту принесла людям небесная горлица. Доктор философских наук, Профессор Петрозаводского Государственного Университета Член Союза Писателей СССР Ю. Линник * Школа Святого Духа. Как стать человеком Шестой расы,
или 247 законов космоса-природы,
Записала Татьяна Ласка. Челябинск, 1997. ** Сказки Елены Премудрой. Челябинск, 1998. |