Варис Шах

  Варис Шах, один из самых известных панджабских суфийских поэтов, родился в 1722 году в Джандила Шер Хан (район Шихупура). Он пишет о себе в “Хире  такими словами:

Варис Шах - житель Джандила Шер Хан и ученик Махдама Галама Мертазы Касура.

   По окончании своего образования в Касуре, он уехал в деревню Молки Ханса, где  жил в маленькой худжре (комнате), смежной с исторической мечетью города. Эта худжра - историческое место, где Варис Шах написал бессмертную трагедию “Хир и Ранджа” в 1766 году. Ни много ни мало 76 авторов, включая известные имена, такие как Дамодара, Макбал, Чарадж Аван, Пило и Хафиз Бархудар писали о Хир, но этот роман, созданный Варисом Шахом - единственный в своём роде. Он превратил популярную трагедию любви в нечто мистическое. Варис Шах умер в 1798 году, и был похоронен в Джандилае Шер Хан, Шихапура, которая является местом захоронения его семьи.

  Варис Шах занимает такое же место в пенджабском языке, как Шекспир в английском, Саади в персидском, Калидас на санскрите и Джелиб в урду. Известный поэт урду Инша Лакнои однажды восхищался декламацией "Хир" такими строками:

Когда панджабцы о Хир и Рандже рассказали,
Они своих слушателей завоевали.

  Много поэтов писали этот рассказ, но тот "Хир", что написал Варис Шах, является самым популярным в Пенджабе. Он изобразил много деталей исторической картины из своего воображения. Его собственное логическое построение, энциклопедическое изучение и всесторонний охват культуры Пенджаба нашли отражение в рассказе.
  В его мыслях есть глубокая мудрость и ёмкость передачи её массам с помощью языка и образов, взятых из обычной жизни и окружения людей. Это объясняет популярность “Хир”; его читали и пересказывали во всем Пенджабе (и в Индии и Пакистане).
  Сам Варис Шах настолько доминирует на протяжении всего романа, что кажется будто эта книга имеет только два главных песонажа, первый - Хир и второй - непосредственно Варис Шах. В книге образ Хир является более доминирующим по сравнению с образом Ранджи. Варис Шах написал рассказ “Хир и Ранджа” настолько основательно, что сегодня люди называют книгу "Хир Вариса Шаха". Полковник Мохаммад Ильяс справедливо сказал:

   Поскольку Варис Шах принадлежит к числу суфиев, он следовал ими принятым путём.
Суфии
живут в духовном мире, и если они используют какие-либо материальные вещи или характеры, они преобразовывают их значения согласно их собственным мистическим целям.

  Возьмём хотя бы случай “Хир и Ранджа” в их мистических значениях. В более ранних поэтических версиях “Хир” как народной сказки, история ясно говорит о союзе души, Хир, с Богом, Ранджой
Следующее двустишие нашего великого суфийского поэта Були Шаха описывает слияние души или уничтожение в Боге через повторение (зикр) Имени.

RaaNjhaa RaaNjhaa kar dee neeNh men
Aapey
Raanjhaa hoee.

  Суфии не так явно видны другим людям.
  Мирские люди не могут понять суфиев, потому что они идут разными путями. Обычные мирские люди не могут постичь их истинной сущности. Увидев зеленую траву, заговорит желудок коровы, и она захочет съесть её, тогда как студент ботаники, наблюдая пышную зеленую траву, будет вести научные наблюдения за условиями такой растительности. Точно так же, есть большое различие в мышлении обычного мирского человека и суфия.

Миан Мохаммад Бахш дал суфиям чудесное определение:

  “Они имеют грязную наружность, но внутри у них чистая вода жизни. Их губы как у  измученных жаждой людей, но их души пропитаны, как будто купались в потоке. Каждый суфий имеет своё собственное государство, наполненное ароматом. Мир суфия очень широк. И как Вселенная не имеет никакого предела, суфий также не имеет никаких пределов. Он глубже океана, и выше неба.”

  Моё самое первое погружение - в океан нашего великого панджабского суфийского поэта Вариса Шаха. Я принес несколько жемчужин мудрости из этого глубокого океана для Вас с надеждой, что Вы попробуете понять мистическое послание Вариса Шаха.

Позвольте мне здесь пояснять, что некоторые люди неправильно понимают истинную идею суфизма. Они полагают, что суфизм приводит к миру лени и учит нас ничего не делать или пребывать в условиях размышления (медитации) или пребывать лишь в условиях изоляции, тогда как это не соответствует действительности. Идрис Шах говорит: Это впечатление может усилиться, если Вы подходите к суфизму как системе абстрактных идей, но когда встречаете в реальной жизни, путь суфия оказывается воплощением практической мудрости или знаний, используемых людьми, чтобы жить гармонично друг с другом, с их естественной окружающей средой и миром вне. В отличие от монолитного и доктринерского отгораживания ортодоксального Ислама, суфийская традиция существует в богатом разнообразии выражений реальной жизни, смешанных с местными культурами, и их семиотикой, образами и символикой. Путь суфия может быть лучше всего понят в соответствии с взглядами, выраженными в пределах определенной культуры, страны и климата.

  Я беру ответственность за содержание этой книги, особенно ее недостатки и упущения. Я также приветствую любые предложения в этом отношении.

  Если Вы хотите насладиться мелодичностью “Хир”, то посетите интернет-сайт для поддержки панджаби: www.apnaorg.com. Вы можете услышать “Хир”, спетый 29 различными певцами.

  Завершая это предисловие, я хотел бы упомянуть следующие цитаты, которые вдохновили меня предпринять эту задачу.

"Ногами человек должен стоять в своей стране, но его глаза должны видеть весь мир." Джордж Сантаяна

"Есть только один путь к счастью, и следует прекратить волноваться о вещах, которые вне власти нашего желания" Эпиктет (50-138 нашей эры)

"Духовность должна быть в состоянии вести людей к сути, т.е. удовлетворенности, самодисциплине, вниманию, участию, прощению и терпимости." Далай-лама

"Язык - янтарь, в котором тысяча драгоценных мыслей были безошибочно запечатлены и сохранены" Тренч

"Мы не послали ни одного посыльного, который не мог объяснить на собственном языке его народа". (4) Сура Ибрахим, Коран

Моя бабушка имела обыкновение очень часто говорить такую молитву:

"O Боже, благослови все человечество и благослови всю вселенную."

 

Саид Ахмад.

 

Сайт управляется системой uCoz